Эра водорода: Scania разрабатывает грузовик на альтернативном топливе
Шведская компания ведет работу над созданием грузовика-мусоровоза, который будет работать на водородном топливе.
Разработки транспорта наступившего будущего ведутся автопроизводителем совместно со шведской компанией по переработке отходов Renova. Также над проектом работает энергетическое агенство Швеции и Столкольмский королевский технологический институт.
Первый водородный грузовик Scania получит полностью электрическую трансмиссию и электрофицированный уплотнитель.
Общественности новинку обещают представить уже в конце 2019 - начале 2020 года.
Представитель компании Renova Хинс Закриссон отметил, что электрификация и использование водорода в качестве топлива - привлекательная альтернатива для тяжелых коммерческих автомобилей, потому что именно грузовые машины способны сохранить «некоторые из лучших аспектов работы с традиционным ископаемым топливом, в том числе, диапазон, часы работы и полезную нагрузку» и при этом получить преимущества электротяги.
Менеджер проекта Марита Нильсон отметила интерес Scania к опыту практического тестирования технологии водородного топлива, отметив что водородные топливные элементы - перспективная технология для транспорта.
Европейская комиссия назвала водород энергоносителем с большим потенциалом «для чистой, эффективной энергетики в стационарных, переносных и транспортных приложениях».
Почему выбор автопроизводителя пал именно на грузовик для перевозки мусора? Тоже неслучайно. Как правило мусоровозы работают в ранние утренние часы в городах. Снижение вредных выхлопных газов и понижение уровня шума, которыми сопровождается работа водородного транспорта, позволят повысить комфорт жизни горожан и улучшить экологию в регионе.
Практически внедрение технологии электрификации грузовика с применением топливных водородных элементов будет выглядеть так: водород из топливного бака поступает в центральный элемент топливной системы - батарею. Там он смешивается с поступающим в составе воздуха кислородом. Энергия, которая образуется в результате реакции такого взимодействия, запускает в работу двигатель. В качестве отходов производства в окружающую среду выбрасывается только вода.
Справочно
Scania - не первый автопроизводитель, который видит перспективу в альтернативном топливе для грузовиков и других тяжелых машин.
К разработке грузовых автомобилей на электротяге еще более 10 лет назад подключилась компания Volvo, в частности, ее подразделение Renault Trucks. Они представили три вида городских грузовиков на электротяге с грузоподъемностью от 2,5 до 26 тонн.
Электрофуры Renault Trucks D Z.E. и Renault Trucks D Wide Z.E. способны проходить на одном заряде до 300 и 200 км, заряжатся за пару часов и перевозить 16 и 26 тонн груза. Осенью на рынок вышел аналог дизельного Master - Renault Trucks Master Z.E., задуманный для доставки товаров в пределах «последней мили». Его грузоподъемность 3,5 тонны, запас 120 км, скорость - до 100 км/ч. Спустя пару месяцев первые электромусоровозы Renault Trucks отправятся в Гамбург, Германия.
Концерн Daimler уже продает электрогрузовики в США и в Европе и продолжает разработку и испытания крупных тягачей для конкуренции с обещанным Илоном Маском Tesla Semi. Фура Freightliner eCascadia, которая должна выйти на рынок уже в 2021 году, проезжает на одном заряде 370 км, а среднеразмерный электрогрузовик Freightliner eM2 - 400 км.
Компания Toyota в 2017 году заявила о том, что их инженеры создали водородный тягач Portal. Под оболочкой серийного грузовика Kenworth T440 скрываются емкие водородные ячейки, запас хода составляет 320 км на одном заряде.
В сентябре 2018 года производитель железнодорожного транспорта Alstom запустил в работу первый в мире поезд на водородных топливных элементах, Coradia iLint. Особые топливные элементы превращают водород и кислород в электричестве, в результате чего поезд с нулевым выхлопом (из отходов - только вода) развивает скорость до 140 км в час.
Водородный транспорт развивается медленнее, чем электрификация, но крупные инвестиции в эту сферу способны быстро поменять ситуацию.
Производство водорода обходится с каждым годом все дешевле, в тренд на экологность набирает обороты. Водородные грузовики и поезда - только начало бума в отрасли, которая долгое время оставалась в тени.
Применение водорода в качестве альтернативного источника энергии позволит полностью избежать выброса СО2 в атмосферу - чего не даст биомасса, биогаз и биотопливо. В отличие от энергосетей, которые питаются от солнца и ветра, водород стабилен и не требует использования систем хранения.
Мировые правительства также активно интересуются возможностями водородных технологий в автотранспорте и энергетике:
- Франция реализует государственную стратегию внедрения водородных систем.
- Южная Корея обещает финансировать отрасль применения водорода в размере €2 млрд в ближайшие пять лет.
- Норвегия разрабатывает собственную технологию развития технологий использования водорода.
По мнению экспертов отрасли, чистый водород будет активно применяться не только в транспортном секторе, но и на производстве, и в городах и домах и станет новым источником энергии намного раньше, чем это предполагалось.
Что же касается водородных грузовиков, то они выгодно отличаются балансом экологичности и мощности, характерной для двигателей на ископаемом топливе.
- О разработках беспилотного транспорта в компании Scania мы писали здесь.
Качественные б/у запчасти для грузовиков Scania можно найти в нашем каталоге
Метки: грузовики SCANIA, компания SCANIA