Опасности работы: как дальнобойщику спастись от монотонности
Любой водитель знает, как тяжело ездить на дальние расстояние. А у дальнобойщиков это образ жизни. Однообразный пейзаж за окном, пустынная дорога, механические действия и притупление внимания… Монотонная усталость крайне опасна, и с ней можно и нужно бороться.
Можно различить два типа такой монотонности
Первый относится к тому, что на протяжении продолжительного времени мозг обрабатывает однообразную информацию: ландшафт дороги, внутреннее убранство кабины, пара-тройка встречных машин… Попробуйте полчаса рассматривать одну и ту же картинку каждых 3 секунды. Гарантированно вы уснете, на этом и основан эффект «подсчета овечек».
Другой тип монотонности – усталость, вызванная однообразным положением тела. Водитель сидит за рулем помногу часов, не меняя позы. Скорость не меняется, руки в одном положении держат руль, затекают одни и те же мышцы… Для тела это значительная нагрузка, и от усталости вы начинаете засыпать.
Лучше всего описывает это состояние слово «транс».
Это не гипнотическое состояние, но почти – мозг бодрствует, но сознание погружено в себя, появляется определенная «оторванность» от происходящего.
Действия становятся плавными, размеренными, мысли бродят в свободном потоке, их сложно «собрать в кучу», дорожные знаки забываются сразу же после их просмотра, внимание притупляется, скорость реакции снижается в разы.
Кроме того, в таком состоянии могут проявиться ненужные автоматизмы в поведении, и даже минимальное изменение ситуации (перестроился впереди едущий водитель) может вызвать цепь случайных (но выученных и отточенных до автоматизма!) реакций дальнобойщика. В результате – авария. То есть транс – такое состояние, когда наше тело действует привычным способом, а мозг «гуляет».
Как правило, такой «дорожный гипноз» проходит сам по себе. Например, когда в поле зрения появляется что-то, сильно привлекающее внимание. Или трасса сменяется подъездом к городу. Или появляется какой-то резкий звук (звонит телефон). Тогда водитель «очухивается» и приходит в себя.
Но вот когда водитель вымотан, и на его усталость накладывается такой транс, это может стать фатальным. Именно это и делает профессию дальнобойщика такой опасной. Особенно опасна такая ситуация для начинающих дальнобойщиков, которые думают, что они в состоянии перехитрить свой же мозг.
Очень небольшой процент водителей-дальнобойщиков нормально переносят такое состояние. Остальные борются с ним и, как правило, побеждают.
Что помогает преодолеть монотонность
- во-первых, избегайте тихой мелодичной музыки. Но и громкая ритмичная не лучше – от нее мозг очень быстро устает и дальше переходит в режим восстановления, то есть впадает в транс. Любовь дальнобойщиков к шансону неслучайна, как мы теперь понимаем. Сгодится и просто популярная музыка, и радио.
- во-вторых, не стесняйтесь тормошить своих попутчиков, если они у вас есть. Пусть болтают без умолку, рассказывают анекдоты, обсуждают политику и громко ругаются – только бы не спали.
- в-третьих, не пренебрегайте энергетиками. Кофе с долькой лимона, заваренный в качестве чая корень имбиря (очистить и мелко нарезать + лимон), крепкий чай с сахаром – все это натуральные энергетики, которые дают энергию и помогают бороться со сном.
- в-четвертых, делайте остановки, а там – обязательно выходите из кабины, чтобы размять ноги и сделать пару физических упражнений. Пробежка по обочине тоже подойдет – бег провоцирует выброс адреналина, а он вас взбодрит.
Самое главное
Если едете один и чувствуете, что монотонность вас побеждает, остановитесь на кратковременный отдых. Признаки, по которым можно определить момент начала засыпания, мы описывали здесь.
Помните, что дома вас ждут.
Ищешь качественные запчасти б/у для Scania? Бегом в каталог нашей разборки!
Метки: управление автопоездом, безопасность, новичку, полезное