Секреты мастерства: 22 хитрости для начинающих дальнобойщиков
Дальнобой — тяжелый и опасный труд. Стать годным специалистом в этой сфере сложно, а цена ошибки высока. Рассмотрим несколько хитростей, которые будут полезны начинающим профессиональным водителям.
В первые рейсы лучше отправляться летом
Конец весны или начало лета — лучшее время для долгой поездки, особенно на большой грузовой машине, так как дороги зимой сложнее. А также из-за короткого светового дня в период осень-зима водители утомляются быстрее, и поездка затягивается. По возможности, начинайте карьеру в тёплое время года.
Перед поездкой досконально изучите маршрут и сделайте пометки
Важно заранее прокладывать оптимальный маршрут. Обращайте внимание на дорожную ситуацию, ремонт участков дорог. Планируйте поездку так, чтобы у вас были разные варианты ночлега. Закладывайте время на форс-мажоры.
Не стоит полагаться на системы навигации: положите в бардачок и бумажную карту местности, куда предстоит путь.
Внимательно изучив карту и объездные пути, сделайте пометки с населенными пунктами для объезда и повесьте на видном месте в кабине. Так информация о нужном повороте будет всегда перед глазами, что уменьшит риск наматывания километража в поисках места для разворота.
Перед тем, как отправиться в рейс, обязательно проверяйте состояние машины
Обязательная проверка должна касаться уровня и качества масла, тормозной и охлаждающей жидкости, а также работоспособности ближнего и дальнего освещения. Подробный список того, что важно проверить перед поездкой, найдёте в статье «Как принимать машину, что проверить перед поездкой».
Один телефон хорошо, а два — лучше
В долгий рейс возьмите дополнительный, самый простой кнопочный, телефон и зарядное устройство на случай поломки. Дорога — всегда риск, и если вы потеряете или лишитесь средства связи, у вас будет альтернатива. Отправляясь в международную поездку, заранее побеспокойтесь о подключении роуминга на сим-карту.
Рация — надежный друг и помощник
Частота канала дальнобойщиков по рации — 27,135 МГц. Рация в дороге — ваш бесценный источник информации. Слушая радиоволну, вы будете получать самую актуальную информацию о пробках, авариях или контролирующих рейдах, советы по объезду сложных участков.
Полезные данные облегчат дорогу и дадут время на изменение маршрута. Сможете предупредить остальных дальнобойщиков о каких-то неожиданностях, получить совет и реальную помощь в случае необходимости. Да и просто почувствуете себя на своей волне: вместе проще и веселее.
Дорожный ремонтный набор спасёт всегда и везде
Опытный дальнобойщик должен не водить машину, но и уметь ее отремонтировать. Особенно это актуально для поездок по России.
Никто не знает, в какой момент понадобиться замена колеса. Поэтому с собой, как минимум, необходимо иметь две «запаски» и домкрат, стартовый провод и тормозную жидкость.
Хорошо, если под рукой у вас будет список необходимых предохранителей со схемой их замены, и лампочек: в магазине не придётся тратить время на поиски этих расходников.
Что ещё взять с собой в рейс для ремонта на случай непредвиденного, узнаете из статьи «Дальнобойщику: что взять с собой в дорогу (чек-лист)».
Подумайте о деньгах заранее
Лучше заранее позаботиться о деньгах: обязательно иметь при себе банковскую карту и небольшую сумму наличных на мелкие расходы.
Чтобы не терять деньги из-за невыгодного курса, заранее проверьте нюансы конвертации валюты с карты.
Документы — всегда при себе
Речь идёт не только о личных документах, но и о документах на машину и груз. Ни в коем случае не оставляйте их в кабине грузовика на видном месте, даже если выходите на 5 минут. Соберите все важные бумаги в непрозрачную папку и держите около себя. А лучше сделайте электронную копию.
Каждой вещи в кабине — своё место
Разделите личные вещи на блоки (документы, приём пищи, гигиена и так далее) и определите для каждого место хранения в кабине. Это сэкономит пространство и время для поиска нужного предмета.
Храните разные ключи отдельно
Раздельное хранение ключей уменьшает риск кражи в разы.
Помойте стёкла, предотвратите запотевание
Если в дороге нет возможности заехать на мойку, а стёкла в пятнах и разводах, перед тем, как отправляться в ночь, очистите стекла и зеркала от пыли и грязи. Изнутри и снаружи. Это значительно улучшит обзор и уменьшит риск аварий.
Уменьшить влажность в кабине и предотвратить запотевание стекол поможет крупная соль: её можно насыпать в носок и поместить под сиденье.
Пену для бритья используют для снижения запотевания стекол, и это метод с доказанной эффективностью. Просто нанесите немного пены на стекло и протрите мягкой микрофиброй или бумажными газетами.
Включите дальний свет с началом сумерек
Включив дальний свет ранним вечером, водитель сделает грузовик заметнее для других участников дорожного движения. Не пренебрегайте этой простой мерой из-за экономии: чтобы снизить риск ДТП, нужно не только хорошо видеть окружающую обстановку, но и дать вовремя увидеть автопоезд другим водителям.
Не забывайте переключать дальний свет на ближний
Попутных и встречных водителей легко ослепляет дальний свет даже легковушек, что уж говорить о фурах. Чтобы не слепить других, вовремя переключайте режим освещения.
Не гоните на незнакомой дороге
Высокая скорость может привести к необходимости резко тормозить, например, чтобы вписаться в нужный поворот. Экстренное торможение может привести к опрокидыванию автопоезда и спровоцировать ДТП. Кроме того, чем выше скорость — тем больше сужается поле зрения водителя и тем меньше он замечает вокруг себя. Поэтому в незнакомой местности действует золотое правило: тише едешь — дальше будешь.
Притормаживайте заранее
Крупногабаритный транспорт не остановишь, как легковушку: тормозной путь гружёной фуры составляет в среднем 15-20 метров. Придерживайтесь правых полос и плавно снижайте скорость, если поблизости нужный поворот.
Избегайте плотного дорожного трафика
Чем больше машин на дороге, тем сложнее ехать и выше риск аварии. Конечно, полностью избежать движения в плотном потоке нереально, но снизить такую вероятность можно: поможет тщательное изучение дорожной обстановки и грамотный выбор времени для поездок.
Всегда учитывайте час пик, ориентируйтесь на рекомендации бывалых. Например, въезжать на автостраду лучше рано утром, когда трафик небольшой.
Заблудились? Не паникуйте
Неожиданно поняли, что заблудились и ударились в панику? Не стоит этого делать: решения, принятые сгоряча, не отличаются рациональностью. Лучше остановиться в ближайшем разрешённом месте, успокоиться, достать карту и навигатор, определить текущее местоположение и продумать выход из ситуации. Помните о рации: коллеги помогут сориентироваться на местности и найти объездной путь.
Будьте внимательнее на спусках
При интенсивном торможении на спусках тормозные колодки перегреваются, тормозная жидкость может закипеть. Это приведёт к заклиниванию тормозов. Если внизу будут стоять машины — несчастья не избежать.
Поэтому в самом начале затяжного спуска выбирайте скорость так, чтобы не пришлось подтормаживать: когда фура катится вниз, она быстро набирает скорость.
Делая перерыв, проверяйте машину
Останавливаясь, чтобы перекусить или отдохнуть, не забудьте выйти из кабины и осмотреть машину и груз. Это поможет вовремя заметить, например, пятно под днищем и убедиться в сохранности состояние тентов.
Пережидайте непогоду
Природа непредсказуема: солнечная погода может резко смениться сильным и пыльным ветром. В такие моменты лучший вариант — съехать на заправку или обочину, плотно закрыть окна и подождать.
Низкая температура воздуха и лёд на стеклах — признак приближающегося ледяного дождя. В такой обстановке продолжать путь опасно, поэтому лучше остановиться и переждать, не подвергая свою жизнь риску.
При езде по скользкой дороге имеет смысл не возобновлять путь, пока дорожные службы не обработают трассу реагентами.
Сильный ливневый дождь — тоже серьёзный повод заехать в кафе раньше намеченного срока или переждать непогоду в кабине, включив «аварийку» для обозначения прицепа.
Заранее интересуйтесь погодными сводками, особенно, если придётся пересекать границы климатических поясов.
Зимой помогут цепи на колёса
Повысить сцепление с дорогой в мороз помогут цепи противоскольжения. Возите комплект с собой. О том, как применять это полезное дополнение, узнаете из статьи «Как установить цепи на колеса грузовика (инструкция)».
Не спорьте с сонливостью
Запах лимона бодрит, подпевать помогает прогнать сон, а семечки отвлекают. Но важно понимать: измотанный организм всё же возьмёт своё. Чтобы не случилось трагедии, в погоне за выполнением плана не забывайте о собственном отдыхе. Сонный водитель — опасность на дороге. Научитесь определять момент засыпания и принимать меры: остановиться в безопасном месте на отдых и подремать хотя бы полчаса. О том, как распознать опасное состояние водителя и что делать, узнаете из статьи «5 признаков, что ты засыпаешь за рулём».
Качественные б/у запчасти для грузовиков Scania можно найти в нашем каталоге
Метки: управление автопоездом, безопасность, новичку, полезное