Внимание! Сайт находится в стадии наполнения! По любой интересующей Вас позиции звоните!

  • Главная
  • Статьи
  • Дефицит общения, одиночество, депрессия. Как с этим справиться дальнобойщику?

Дефицит общения, одиночество, депрессия. Как с этим справиться дальнобойщику?

Дефицит общения и вынужденная социальная изоляция — реалии профессии водителей, которые не бывают дома неделями. Большинство дальнобойщиков проводят большую часть времени за рулём, вдали от близких, наедине со своими мыслями.

На дороге сотни других машин, в кафе у трассы — такие же водители, но по сути вы всегда в компании себя же и в жизненном пространстве, ограниченном габаритами кабины.

7c8bf7d9 b9dc 4ec5 88ce a58ec79a25f4

 Работа / семья: компромисса не будет? 

Фактически работа профессионального водителя и частые рейсы лишают его возможности взаимодействовать с близкими.

О проблеме вынужденной разлуки с близкими говорит каждый третий американский дальнобойщик. Год назад в интернете разошлась публикация: 52-летний водитель грузовика Роб рассказал, что виделся со своей престарелой матерью последний раз несколько месяцев назад. Чтобы увидеть сына, женщина проделала путь 160 километров, затем они перекусили на заправке по пути следования Роба в течение 15 минут — и тот поехал дальше. Но нехватку времени на личную жизнь и общение с родными ощущает не только Роб. 

Российских водителей специально не опрашивали, но стоит открыть любое интервью, как проблема «одиночества в кабине» выходит чуть ли не на первый план.

«Обычный семейный человек хочет бывать дома почаще, но эта профессия не даст вам такой возможности… Я не попал на рождение второго ребёнка», говорит опытный дальнобойщик. 

В исследовании концерна «Шелл» более 100 профессиональных водителей из России рассказали о своей работе. 

  • Больше половины участников отметили, что быть дальнобойщиком — это «диагноз», призвание и образ жизни, что они не могут жить без дальней дороги и не представляют другого для себя.
  • Основной мотиватор уйти в эту профессию, наряду с заработком — чувство свободы. 
  • Треть опрошенных водителей признались, что не смогли бы существовать в режиме офисного планктона, и ценят в работе определённую степень свободы, возможность открыть для себя другие страны, и дух приключений.

При этом забота о семье для российских дальнобойщиков — важнейший приоритет.  Российские профессиональные водители выбирают эту непростую работу, чтобы поддерживать благополучие близких, обеспечивать семью, поддержать престарелых родителей и дать образование детям.

В погоне за относительно хорошей зарплатой дальнобойщики готовы проводить вдали от дома недели и месяцы. Но зарплата не заменит общения с близкими, включённость в жизнь собственной семьи, не уделённое внимание детям. Жёны дальнобойщиков могут чувствовать себя как «матери-одиночки при живом муже»

Ситуация складывается парадоксальная: дальнобойщик бежит от семьи, чтобы иметь возможность заботиться о ней (зарабатывать).

 Одиночество дальнобойщиков 

Некоторые водители (как Роб в истории с матерью) самостоятельно отмечают, что от дефицита общения они теряют что-то важное в своей жизни и даже в своей личности. Вместо дружеских посиделок и важных событий в истории семьи — трасса, вместо уютного дома — кабина грузовика, вместо спорта и хобби — баранка руля в руках. И волшебная успокаивающая мантра «нас же ждут дома».

Правда в том, что социальная активность влияет на удовлетворённость от жизни и отражается на её продолжительности даже больше, чем доход, социальное положение, уровень интеллекта или гены — это доказано в исследованиях The Harvard Gazette. 

В то же время доказано, что нехватка общения повышает риск сердечно-сосудистых заболеваний, инфарктов, инсультов, старческой деменции. И в целом сокращает продолжительность жизни.

Профессиональные водители с течением времени становятся агрессивными, угрюмыми и живут с постоянным чувством внутренней неудовлетворённости в том числе потому, что не могут просто обнять близких, когда им этого хочется.  

«Люди, которые работают которые работают с 9 утра до 5 вечера, многие вещи воспринимают как должное. Они ночуют дома, ходят на футбольные матчи, успевают общаться с детьми, посещать родительские собрания в школе. Редкий дальнобойщик может позволить себе такую «роскошь», говорит опытный 70-летний водитель.

Каждый третий водитель, который проезжает большие расстояния, считает весомой проблемой разлуку с близкими. 

 Тёмная сторона одиночества 

Автор блога Smart Tracking поделился историей о напарнике, который всегда шутил и улыбался, пока не отправился в одиночку в другой штат и не застрелился.

Одиночество ведёт к депрессии. Депрессия может быть незаметной окружающим, и человек ведёт себя как ни в чём не бывало — пока не произойдёт непоправимое. Автор говорит о том, что депрессия у дальнобойщиков действительно существует, хотя и не обсуждается открыто.

bridge 1

 Для депрессии среди профессиональных водителей много причин: 

Слишком много времени наедине. Большую часть времени водители грузовика проводят в одиночестве. Это значит слишком много времени для того, чтобы думать о разных вещах — и иногда этот мысленный поток приводит к тягостным переживаниям, вызывает тревогу, провоцирует возникновение депрессии.

Другая сторона одиночества водителей грузовиков — они скучают по своим семьям, а время с семьёй часто проходит скомкано, и его всегда мало: дальнобойщик возвращается из рейса, вырубается от усталости, затем снова собирается в рейс и уезжает. Остаётся совсем немного времени на реальное общение с семьёй.

Проблемы с работодателем. Нередко у дальнобойщиков возникают трудности в транспортной компании.

Проблемы с деньгами. Водители могут зарабатывать не так много, чтобы покрывать свои счета, или ему могут задерживать зарплату, или заставлять возмещать ущерб за повреждённый груз — вариантов много. В любом случае, тревога и денежные вопросы постоянно крутятся в голове, а беспокойство о том, как обеспечить семью, вызывает негативные представления о себе и будущем (основа для депрессии).

Нехватка сна. Часто водители недосыпают. Подгоняющий график работы, вождение в ночное время и сон днём, несоблюдение режима труда и отдыха — всё это нарушает естественные ритмы сна. С каждым разом процесс усугубляется, и это тоже может способствовать депрессивному расстройству.

Отсутствие поддержки. В сфере грузоперевозок работают в основном мужчины. Помимо того, что они и так в среднем больше подвержены депрессиям, в сообществе «крутых мужиков» не принято делиться своими переживаниями. Поэтому все негативные изменения в своём самочувствии и мироощущении водители просто скрывают, запивают спиртным и замалчивают. Другими словами — не могут распознать депрессивное состояние и обратиться за помощью, потому что стесняются этого, считают признаком слабости.

 Вот признаки начинающейся депрессии у дальнобойщиков: 

  • вспыльчивость, вспышки агрессии без особых причин
  • сильная усталость, хочется спать больше обычного
  • беспокойство, всё время «на адреналине»
  • перестали интересовать вещи, которые когда-то приносили удовольствие
  • сложно концентрироваться на чём-то, нарушилась память, появилась общая рассеянность

При обнаружении этих признаков водителю стоит обратиться за помощью. Во многих поликлиниках есть участковые врачи-психотерапевты. Возможно, стоит поискать частного специалиста. Есть возможность получения анонимной психотерапевтической и психиатрической помощи, и такое обращение никак не отразится на вашей жизни и карьере.

Помните, что депрессия имеет много лиц, но одну общую основу: это заболевание, которое можно вылечить.

Профессиональные водители должны рассматривать депрессию как угрозу не только их работе, но и жизни в целом. В состоянии глубокой депрессии человек может совершить суицид. Достаточно какого-то спускового крючка, чтобы произошло непоправимое: как в истории с покончившим с собой водителем из России в пробке на границе. 

 Что может помочь? 

bridge 2

Позаботьтесь о себе. Серьёзно: чем лучше вы будете питаться и спать, чем в более хорошей физической форме вы будете находиться, тем проще вам будут даваться ежедневные стрессы и преодоление рутины, которые связаны с этой работой.

Поставьте цель. Постоянно работать вахтовым методом — тяжело для тела и ума и вряд ли хорошо скажется на семейных отношениях. Проще тем, кто решил уйти в дальнобой временно. Заработать, например, на жильё, перетерпеть пару лет «выключенности» из жизни, а затем завершить карьеру или сменить работу. Можно даже остаться в сфере грузоперевозок, но при этом получить более нормальный график или бывать ближе к дому.

Живите максимально близко к «нормальной» жизни. Это значит старайтесь создать себе максимально комфортные условия в рейсе. Старайтесь переносить привычки из своей домашней жизни в работу: принимайте пищу в привычное время, делайте лёгкую зарядку перед сном. Находите возможность принять душ или освежиться ежедневно. Возьмите с собой какие-то из домашних удобств, включая ноутбук, качественное постельное бельё.

Оставайтесь на связи. Поддерживать полноценные отношения с родными и друзьями на расстоянии сложно, но возможно. Старайтесь часто пользоваться телефонной и видео-связью, потому что текст в мессенджерах передаёт только 7% сообщения, а мимика, жесты и настроение собеседника остаётся за кадром.

Найдите увлечение. Значительная часть жизни проходит в дороге, так почему бы не сделать её насыщеннее? Можно делать фото живописных видов и городов, слушать аудиокниги, заняться своим питанием, наконец. Даже присутствие на форумах по интересам и увлечение какой-то темой сойдёт за хобби. А некоторые дальнобойщики заводят собственный блок или канал на ютуб и делятся советами с начинающими. Не бойтесь пробовать новое и искать свой вариант увлечения, которое скрасит дни в дороге.

Может, питомец? Российские дальнобойщики довольно охотно берут с собой в рейс домашних любимцев. Посмотрите, например, вот эту подборку историй. Если это не запрещено, рассмотрите возможность завести четвероногого друга, так вы сделаете счастливей и его, и себя, конечно же и получите верного компаньона в поездках.

Дома — режим на максимум. Хорошая стратегия, когда не хватает времени на общение с семьёй в плане количества этого времени, компенсировать эту нехватку качеством. Старайтесь использовать дни отдыха для максимально насыщенных и эмоционально заряженных занятий: отправляйтесь в парк аттракционов с детьми, на экстремальный сплав с байдарками с женой, на матч любимой команды с друзьями. Люди запоминают не бытовую рутину, а яркие, позитивно окрашенные моменты жизни. Старайтесь давать близким такие моменты, и отдыхать полноценно, а не на диване.

Не забывайте жить. Иногда водители грузовиков кидаются из одной поездки в другую, фактически не оставляя себе время между рейстами. Не позволяйте работе взять под контроль всю свою жизнь. Успешный дальнобойщик не тот, кто стремится заработать все деньги мира, а тот, кто стабильно доставляет грузы и при этом сохраняет достойный уровень своей жизни помимо работы.

  • Идеи полноценного отдыха всего за 1-2 дня найдёте в нашей статье

Качественные б/у запчасти для грузовиков Scania можно найти в нашем каталоге

ИСКАТЬ Б/У ЗАПЧАСТИ