Куда должен смотреть водитель грузовика
Управлять автопоездом - тяжёлая работа. Всё внимание водителя уходит на то, чтобы сосредоточиться на вождении и ориентировании на местности. Чтобы рейс был безопасным, придётся сосредоточиться на всём сразу: что вы делаете, куда направляетесь, что происходит вокруг.
Куда именно должен быть направлен взгляд профессионального водителя грузовика? Советами безопасного вождения делится автор блога Smart Traking.
Смотрите вперёд как можно дальше
Банальная, на первый взгляд, рекомендация – но как часто вы действительно заранее замечаете силуацию, которая складывается далеко впереди?
Мы уже писали о том странном состоянии, когда от усталости или плохого самочувствия, водитель смотрит вперёд и находится в сознании – но всё происходящее остаётся вне зоны его внимания. Это очень опасное трансовое состояние, так называемая монотонность, которая крадёт драгоценные секунды на реакцию. Чтобы узнать, как проявляется это состояние и как с ним бороться, изучите нашу статью.
Автор блога же советует смотреть как можно дальше на дорогу и стараться прогнозировать угрозы и неприятности. Важно следить за машинами, которые идут сбоку, замечать происходящее на обочинах – оттуда может появиться внезапная угроза, вроде выбегающего дикого животного.
Для профессионального водителя всё, что происходит впереди на дороге – потенциальная проблема, опасность, возможная аварийная ситуация. Важно быть готовым к этому.
Чтобы обзорность впереди была достаточной, важно стараться оставлять как можно больше места впереди фуры. Создание «круга безопасности» - важнейшее правило безопасного управления автопоездом, потому что это даёт водителю хорошую видимость и он всегда готов к неожиданностям. В то время как при движении в пробке или плотном потоке в слепой зоне может запросто оказаться машина, которую вы просто не заметили.
Если движение интенсивное и отстать или опередить поток машин не получается, лучше сбавить скорость и совершать все манёвры максимально медленно. Это даст возможность другим водителям заметить перестроение фуры и вовремя убраться с дороги или просигналить.
Хорошо, когда впереди грузовика остаётся достаточная дистанция до впереди идущих машин. Легковушки, которые двигаются прямо под кабиной тягача, часто непредсказуемы – и если водитель решит метнуться в сторону или резко затормозить, при отсутствии достаточной дистанции от багажника машины до грузовика времени на реакцию может просто не хватить. Безопасной дистанцией считается промежуток, в который поместится хотя бы 4-5 легковых машин. Если не получается так – отставайте.
Создание такого круга безопасности позволит соблюдать безопасность передвижения для всех – и для водителя большегруза, и для других участников движения. Не пренебрегайте этим советом.
Высматривайте пути к отступлению
Автор пишет, что когда ведёт свою буровую установку по шоссе, всегда высматривает пути к спасению от возможных проблем. Фактически это выглядит как мониторинг происходящего справа и слева от грузовика.
Если вдруг впереди резко тормозит или поворачивает другая машина, знание того, что вокруг грузовика никого нет, помогает молниеносно убраться с дороги и не прибегать к экстренному торможению.
Поэтому водитель большегруза должен включить режим «камеры кругового обзора» и всегда отмечать про себя, что происходит вокруг.
Смотрите по зеркалам
Водители автопоездов работают в сложных условиях и попадают в аварии в основном потому, что конструкция кабины и прицепа не позволяет полностью видеть происходящее, особенно по правому борту. Поэтому так важно постоянно проверять зеркала и запоминать перемещения машин сзади – спустя пару минут они вполне могут оказаться сбоку автопоезда.
А ещё постоянный мониторинг по зеркалам поможет вовремя увидеть спущенную шину или дым из-под прицепа.
О том, как важно следить за происходящим сбоку и как избежать ДТП из-за машины в «слепой» зоне грузовика, мы писали здесь.
Замечайте низкие мосты и провода
Недостаточно просто смотреть как можно дальше на впереди идущие машины.
Низкие проёмы мостов, низко висящие провода и другие конструкции могут повредить ценный груз – как это было в случае с новенькими кроссоверами, так и просто закончить поездку раньше, чем это планировалось - мы уже писали о мосте в Санкт-Петербурге, под которым регулярно застревают грузовики, которыми управляют слишком самоуверенные водителями.
Следите за приборами
Индикаторы на панели приборов сразу подскажут о том, что что-то пошло не так. Иногда даже банальные вещи вызывают серьёзные проблемы.
В зависимости от модели тягача, лампы и сигналы на панели приборов подскажут водителю, что в баке заканчивается топливо, уровень антифриза или стеклоочистительной жидкости надо восполнить, и другие важные вещи. Поэтому игнорировать предупреждения бортовых систем безопасности точно не стоит.
Полезным дополнением к штатной электронике станет наружный датчик температуры. Такой позволит отслеживать изменения дорожного покрытия, что важно для водителя – когда влажный асфальт покрывается плёнкой тонкого льда при заморозках, например.
О том, что проверить в машине перед тем, как отправиться в рейс, мы писали в этой статье.
Бросайте взгляд на GPS-навигатор
Навигатор – бесценный помощник водителя-международника, особенно если речь о незнакомой местности. Навигатор – не просто карта, он в зависимости от настроек покажет, с какой скорость двигается фура, в какой полосе лучше находиться и через сколько метров нужный съезд.
Таким образом, GPS поможет прокладывать оптимальный маршрут, точнее рассчитывать время в пути и вовремя готовиться к манёврам.
О самых полезных приложениях на Android для водителя-международника мы писали здесь.
Качественные б/у запчасти для грузовиков Scania можно найти в нашем каталоге
Метки: управление автопоездом, безопасность