Пять ошибок, которые не должны допускать профессиональные водители большегрузов
Авто блога Smart Trucking рассказывает о своём опыте дальнобойщика в США и ошибках, которые непростительны как для водителей - опытных и начинающих. Мы перевели и дополнили статью.
Многим кажется, что быть профессиональным водителем грузовика - захватывающая работа. Новые локации, дорожная романтика, смена обстановки и впечатлений.. Всё это действительно привлекательно, но есть и другая сторона.
Каждый водитель, неважно, опытен он или только начинает свою карьеру дальнобойшика, должен знать о вещах, которые нельзя делать за рулём. Однажды эти простые истины могут спасти жизнь - вашу или чью-то ещё.
Спешить при спуске с крутого склона
Автор рассказывает, как в начале своей карьеры перевозил топливо в автоцистернах по Канаде и однажды съехал с хорошо знакомого шоссе на другое, чтобы сократить путь. Новая дорога была холмистой, но водитель и раньше ездил по такой местности и был уверен в своих силах. В этом и была ошибка: за 40-километровым подъёмом на холм следовал затяжной спуск, тоже порядка 40 километров.
Автор ехал на 300-сильном грузовике Mack R-серии с коробкой на 5 передач, поэтому подъём в гору прошёл без особого труда. Оглядев предстоящий спуск, он решил, что всё не так плохо, как предупреждали опытные водители. И поехал. Выбрав при этом слишком высокую передачу.
Когда оказалось, что грузовик разгоняется с горы намного быстрее, чем это было бы безопасно, водитель попытался остановить автопоезд: но моторный тормоз не работал. Позади была уже половина холма; грузовик разгонялся всё больше, водитель почти терял управление, а торможение педалью приводило разве что к дыму из-под задних колёс - грузовик продолжал лететь с холма, набирая скорость по инерции. Кое-как вписавшись в поворот на спуске, водитель видит оставшуюся часть холма и понимает, что впереди ещё несколько километров до ровного участка.
Каким-то чудом под колёсами оказалась более-менее ровная площадка, на которой перегревшимися тормозами получилось-таки замедлить и остановить грузовик. Причём для этого понадобилось заблокировать колёса булыжниками. Затем автор отпустил тормоз и почти час ждал, пока тормоза не остынут, чтобы продолжить путь.
Неизвестно, как бы сложилась ситуация, если бы не везение.
Автор предупреждает: водители вдумчиво готовятся к затяжному подъёму, но ведь затяжной спуск не менее опасен! Если автопоезд наберёт скорость (а он наберёт), а тормоза откажут от перегрева (как и произошло в этом случае), последствия будут трагическими. Фура может легко перевернуться, прицеп въедет в кабину, догнав её, а уж если впереди грузовика на склоне будут другие машины… Последствия будут катастрофическими.
Совет: всегда при езде под гору выбирайте низкую передачу, чтобы начать спуск как можно более плавно и медленно.
- Не выключайте сцепление и ни в коем случае не двигайтесь накатом вниз по спуску, так вы лишитесь возможности тормозить двигателем и потеряете управляемость.
- Изучите стратегию безопасного преодоления обледенелых подъёмов и спусков.
Набирать сообщения за рулём
Профессиональный водитель, который ведёт автопоезд и при этом строчит за рулём смски или ответы в мессенджер - идиот, который рискует безопасностью, как своей, так и окружающих.
К тому же сложно представить ситуацию, когда водителю прямо жизненно необходимо набрать сообщение, управляя большегрузом.
Совет: если это та самая исключительная ситуация, и вам срочно надо кому-то ответить, не набирайте сообщение! Лучше уж позвоните или наговорите голосовое. Так получится отвлекаться меньше, вы хотя бы будете продолжать смотреть на дорогу.
- Не забывайте о «мёртвых» зонах грузовика - пока вы отвлекались на смартфон, что-то могло произойти именно под бортами автопоезда.
Забыть о проверке топлива в рефрижераторе
Автор рассказывает, как однажды ехал из Калифорнии, США в Торонто, Канаду, перевозили замороженную брокколи в пакетах со льдом.
При этом коллега был профессиональным водителем автопоезда. Но в этот раз опыт его подвёл: он забыл проверить уровень топлива в рефрижераторе и температуру в фургоне. А на грузовике не было системы оповещения о недостатке топлива в рефрижераторе - так называемых «идиотских огней» спереди.
Итог истории представить несложно: на разгрузке оказалось, что лёд совсем растаял, а капуста покрылась плесенью.
Совет: чтобы довезти груз в нормальном состоянии, особенно в тёплое время года, всегда следите за состоянием рефрижераторной установки.
- Всегда контролируйте, как груз укладывают и закрепляют перед тем, как подписать документы и отправиться в рейс.
- Поинтересуйтесь перед рейсом, застрахован ли груз и какая ответственность вам как водителю грозит в непредвиденных ситуациях. О том, что может грозить водителю в случае утраты или повреждения груза, мы подробно писали здесь.
Ездить быстро в плохую погоду
Любой водитель большегруза, которому приходится ездить в зимние месяцы и по местности, где есть снег и лёд, неоднократно видел последствия крупных аварий с фурами.
Да, сложные дорожные условия, суровый климат, плохая обработка дорог соответствующими службами - но и собственная невнимательность и излишний оптимизм тоже.
Многие аварии на обледенелых трассах вызваны банальной ошибкой в выборе безопасной скорости. Грузовик не получилось быстро остановить на заснеженной трассе - и вот результат.
Совет: помните о том, что на заснеженной и обледеневшей трассе тормозной путь грузовика увеличивается в несколько раз.
- На сложных участках надевайте на колёса цепи противоскольжения.
- Выбирайте безопасную скорость, старайтесь ехать как можно медленнее.
- Изучите принципы управления автопоездом в гололёд.
- Проанализируйте типичные ситуации, почему может «сложиться» фура и всегда держите в голове план действий на случай, если что-то пойдёт не так.
Садиться за руль уставшим
На самом деле, никогда нет достаточно веской причины для того, чтобы управлять грузовиком в состоянии сильной усталости.
Режим труда и отдыха, который с трудом пробивается и в России, придуман не просто так. На самом деле ответственным или начинающим водителям бывает трудно понять, когда ещё можно ехать, пусть и через силу, и когда спустя пару часов тебя просто вырубит за рулём - и случится трагедия. В конечном счёте только водитель решает, когда он достаточно отдохнул и готов к безопасной поездке - и тахографы, телематика и другие контролирующие службы не в состоянии определить, может ли он садиться за руль и продолжать дорогу.
Когда водитель, даже профессиональный, устаёт, многое может пойти не так:
- способность воспринимать информацию быстро снижается
- время реакции замедляется
- концентрация внимания слабеет
- сложно сосредоточиться на происходящем
- появляется вялость, раздражительность, хочется взбодриться
- в конце концов, водитель впадает в трансовое состояние, внимание его очень сужено, глаза «стеклянные», он смотрит, но не видит
- или засыпает за рулём.
Совет: только вы сами можете решить, достаточно ли вы отдохнули. Не нужно рисковать жизнью своей и окружающих, чтобы заработать больше и успеть сделать круче.
- Справьтесь с монотонностью во время пути, преодолейте трансовое состояние - вот здесь мы писали об этом.
- Изучите критические признаки о том, что вы засыпаете за рулём, и примите адекватные меры.
- Если вам необходимо выстпаться - сделайте это, выбрав безопасное место для стоянки.
Качественные б/у запчасти для грузовиков Scania можно найти в нашем каталоге