Груз поврежден/похищен. Что грозит водителю?
Водитель автотрейлера, проезжая под низким мостом в городе Перт, Шотландия, буквально «расплющил» крыши новеньких Range Rover. Повреждения можно оценить по фото - мощные премиальные внедорожники после столкновения с железнодорожным мостом вмиг превратились в кабриолеты.
Человеческих жертв нет, если вынести за скобки моральное состояние водителя. Хотя в Европе товары такого класса страхуют в обязательном порядке. Следовательно, сам водитель заплатит только штраф за невнимательное вождение, затем авто поступят к получателю - в дилерские центры, и далее уже дилеры будут разбираться со страховой компанией.
Совсем иначе развивалась бы ситуация в России, где принято ничтоже сумняшеся подписывать договор о полной материальной ответственности водителя за перевозимый груз. Итогом ситуации как с Range Rover стали бы выплаты штрафов длиной в полжизни.
Давайте посмотрим, как решаются ситуации, где груз поврежден или похищен во время перевозки.
Ответственность перевозчика за груз
Конвенция о договоре международной дорожной перевозки предусматривает трехстороннюю ответственность. За груз отвечают его владельцы - отправитель и получатель (может быть одна и та же компания) и компания-перевозчик.
Ответственность перевозчика наступает с момента, как водитель принял груз и до сдачи груза получателю.
- Превозчик отвечает за все действия и бездействия в процессе доставки груза - свои и посредников, которые привели к порче, утрате, повреждениям груза, утрате товарных характеристик и т.п.
- В интересах перевозчика доставить груз вовремя в полном объеме и без повреждений.
- Во время самого рейса за груз несет ответственность водитель как представитель компании грузоперевозок.
Чтобы снять с себя ответственность за груз, грузоотправитель может опломбировать груз в присутствии представителя и как правило перевозчика (водителя). Отметка о пломбе делается в сопроводительных документах и подтверждается подписями присутствующих при этом процессе лиц.
Чтобы избежать негативных финансовых последствий, перевозчик может застраховать груз или свою гражданско-правовую ответственность перед клиентом.
Грузоотправитель или грузополучатель тоже могут страховать груз, и в этом случае страховая скорее всего возместит его стоимость вне зависимости от причин утраты груза.
При этом следует знать, что:
- страховая компания выплатит владельцу груза компенсацию по договору страхования ответственности перевозчика только в том случае, если вина перевозчика в порче/утрате груза будет доказана
- страховать ответственность перевозчика также бесполезно в случае угона машины, например - логичнее страховать груз
- если груз страхует только перевозчик, ответственность за его сохранность с отправителя (владельца груза) снимается
- отдельные владельцы груза страхуют товар не полагаясь на сознательном перевозчиков, то есть страхователь может не знать о наличии еще одного страхователя - и это законно
- водитель может не знать о реальном положении вещей в плане страхования груза. Вот почему так важно выбирать работодателя.
Примерный перечень рисков, которые страхует владелец груза:
- повреждение или утрата перевозимого товара
- финансовые потери, связанные с утратой товара
- гибель товара в связи с не зависящими от действий перевозчика или грузовладельца явлениями типа природных катаклизмов
- аварии, которые ведут к порче товара
- ненадлежащее осуществление сохранности груза, ведущее к его пропаже
- несоблюдение температурного режима, сроков доставки и других условий перевозки
Причем каждая страховая компания может формулировать и понимать риски по-своему, дополнять стандартный перечень. Есть риски, которые страхуются по желанию заказчика и риски, которые не застрахуют априори.
Если груз утрачен или поврежден по причинам, которые выходят за обозначенные в договоре риски, страховая компания имеет право деньги не возвращать - а расследование обстоятельств может тянуться до года.
Примерный перечень рисков, которые позволяют страховой не выплачивать страховку:
- грузу нанесен ущерб умышленно, по сговору
- в случае военных конфликтов
- по прибытии груза обнаружена недостача при целых пломбах
- транспортное средство не соответствует словиям транспортировки товара
- груз потерял товарный вид, истек срок его годности, произошла усушка товара
Когда перевозчик (не) виноват
Конвенция о договоре международной перевозки грузов при этом предусматривает презумпцию вины перевозчика. Как правило, перевозчик отвечает в полной или частичной утраты или повреждения груза, которые происходят с момента принятия груза (подписания водителем акта приемки и CMR) и до момента его сдачи. Также перевозчик отвечает за просрочку в доставке груза.
И единственный шанс избежать штрафов и ответственности - доказать отсутствие своей вины. То есть доказать дефектность груза или наличие обстоятельств и их последствий, которые перевозчик (водитель) не смог предотвратить.
Есть два случая, когда с перевозчика снимается ответственность за то, что при доставке груза обнаружились его повреждения, недостача или груз в принципе не попал к получателю.
- Первый случай - когда перевозчик доказывает, что повреждение, порча или утрата груза возникли по вине отправителя или получателя. Например, из-за срывов срока отправки/приемки товара не по вине перевозчика, из-за того, что товар испортился в негерметичной таре или при неправильной упаковке и т.п. В этом случае возмещать ущерб перевозчик не будет.
- Другой случай обозначается формулировкой «наступление обстоятельств непреодолимой силы». К таким относятся природные катаклизмы, военные действия и т.п. То есть это такие обстоятельства, вред от которых невозможно ни предвитель, ни предотвратить, а сам ответственный при этом принял все меры, чтобы защитить груз (см. примеры).
В большинстве случаев ответственность за порчу/недостачу груза во время его транспортировки несет перевозчик, и доказать его невиновность очень сложно. Скользкую и оценочную формулировку "обстоятельства непреодолимой силы" судебная власть толкует по-своему, часто это кажется нелогичным.
Если дело с порчей или кражей груза доходит до суда, ответственность перевозчика там тоже рассматривается весьма специфично:
- часто в судебных разбирательствах она устанавливается в зависимости от наличия его вины в инциденте (в отличие от ответственности владельца груза, ведь он с точки зрения юристов занимается предпринимательской деятельностью "на свой страх и риск")
- размер ответственности перевозчика ограничивается возмещением реального ущерба (в то время как под убытками понимается реальный ущерб + упущенная выгода, то есть неполученные из-за инцидента доходы)
- законодательство предусматривает дополнительные основания, по которым перевозчик может быть осводожден от ответственности, вроде все тех же обстоятельств "непреодолимой силы".
Примеры судебных разбирательств
Правовые конфликты между владельцем груза и перевозчиком по возмещению убытка в связи с утратой или порчей груза - сложные с юридической точки зрения процессы. Стороны всегда по-разному трактуют обстоятельства.
Рассмотрим несколько примеров из нашумевших судебных разбирательств в России и Беларуси.
Ситуация: возгорание фуры как обстоятельство непреодолимой силы
В 2012 году Высший Арбитражный суд (ВАС) России возложил на перевозчика ответственность за груз, который сгорел в результате лопнувшей покрышки.
Дело было так: по дороге в розничную сеть «Ашан» фура попала в фантастическую аварию: кусок лопнувшей покрышки пробил топливопровод фуры. Вытекший бензин воспламенился и уничтожил машину вместе с грузом. Транспортная компания пыталась доказать невиновность вследствие форс-мажорных обстоятельств (автомобиль был полностью исправен, шина не вызывала подозрений и т.п.) - то есть таких обстоятельств, которые перевозчик не мог предвидеть и предупредить.
Но ВАС не отнес возгорание фуры к обстоятельствам непреодолимой силы, посколько они «не отвечают признакам чрезвычайности и объективной непредотвратимости, невозможности устранения последствий».
Ситуация : ДТП не по вине водителя фуры
В ходе международной перевозки из Беларуси в Россию водитель фуры попал в ДТП. В результате груз был поврежден, с исковым требованием о компенсации ущерба в суд обратились владельцы груза к переводчику.
Проанализировав обстоятельства ДТП, суд решил, что в действиях водителя не было нарушений ПДД - в фуру въехал водитель легковушки, нарушивший скоростной режим. Это обстоятельство суд признал форс-мажорными, то есть водитель фуры не имел возможности их предотвратить. Ответчик, транспортная компания, был особожден от ответственности.
Ситуация: похищение груза
Фура с грузом была доставлена к получателю, но до начала работы магазина оставалось полтора часа. Водитель сворачивает с улицы, чтобы найти место для разгрузки, глушит двигатель, стучит в ворота. Садится в кабину и ждет открытия магазина. Тут двери кабины открываются, в нее садятся двое злоумышленников, угрожают водителю. В это время их пособники похищают часть груза.
Водитель сообщает в полицию о произошедшем только спустя 45 минут с телефона в магазине, так как не сумел позвонить в полицию со своего мобильного - в другой стране «не знал, как это делается».
Суд признал перевозчика виновным, потому что тот (в лице водителя) не проявил должной заботливости о грузе - должен был знать о криминогенной ситуации по автоперевозкам в РФ, о подобной схеме хищений грузов, должен был находиться в закрытой кабине (мог подать звуковой сигнал, привлечь внимание). Должен был знать, как оперативно вызвать полицию, чтобы злоумышленников оперативно задержали.
В порче/утрате груза виновен перевозчик. Что будет водителю?
Если вина перевозчика доказана и ему предстоит компенсировать ущерб владельцу груза, судьба водителя, который попал в ДТП или столкнулся с кражей и другими обстоятельствами, туманна.
Потому что в зависимости от оформения трудовых отношений с работником компания может требовать возмещения ущерба с водителя, удерживая с его официальной зарплаты причитающуюся по суду сумму (даже если тот сменил место работы).
Считается также, что материальная ответственность водителя за груз может и не прописываться в условиях трудового договора или договора подряда, а наступает автоматически с момента подписания всех сопроводительных документов на груз: ТТН, доверенности, акта приема-передачи и т.п.
В вопросе возмещения ущерба за поврежденный автомобиль или испорченный (украденный) груз обнаруживается колоссальное различие в подходах к работе водителя-дальнобойщика в России и Европе.
Дикие нравы
- Если расспросить дальнобойщиков, которые работают на отечественных перевозчиков, окажется, что во многих российских компаниях возмещение водителями затрат на ремонт фур после ДТП - повсеместная практика.
- Более того - нередки случаи мошенничества, когда за застрахованную по КАСКО и поврежденную в аварии фуру перевозчик получает деньги дважды - от страховой и от водителя.
- Или дикие случаи судебного разбирательства, когда после аварии и при условии трудового договора, который предусматривает материальную ответственность водителя, с него в качестве компенсации ущерба удерживают часть зарплаты - но не с официальных выплат, а с «серой» части. А после погашения долга выставляют счет снова, подав иск в суд.
- Никого не удивляет, когда российский дальнобойщик обнаруживает, что во время движения что-то сломалось и лезет самостоятельно смотреть и разбираться в устройстве машины и прицепа. В то время как у водителя, работающего на европейскую компанию, может даже «запаски» не быть - колесо при необходимости поменяет сервисная служба.
- И как мантра передается что «дальнобойщик несет полную ответственность за груз - все испорченное, украденное, сломанное оплачивает водитель». И пачками подписываются документы о полной материальной ответственности за груз (!) водителя (!). При этом зарплаты несопоставимы с долговым ярмом, случись что не по протоколу поездки.
Цивилизованный запад
- В странах ЕС автомобиль - рабочее место водителя. Водитель несет ответственность только за сохранность и поддержание рабочего состояния автомобиля. При ущербе от третьих лиц (кража, например), водитель не несет никакой ответственности. Разумеется, если речь не о его соучастии.
- Страхуется груз по системе CMR в обязательном порядке. Страхуется автомобиль.
- Водитель, даже будучи виновным, будет отвечать только за факт инцидента и облагается штрафом за нарушение ПДД или правил стоянки фуры, например. Но возмещать ущерб из своего кармана за поврежденный товар или автомобиль в развитых странах - нонсенс.
Как обезопасить себя
Тщательно выбирайте компанию-перевозчика. Отдавайте предпочтение зарубежным компаниям. Изучайте «черные списки» организаций.
Не подписывайте договор о материальной ответственности за груз НИКОГДА!
Всегда присутствуйте при загрузке машины, пересчитывайте и максимально контролируйте груз, проверяйте, как его укладывают и надежно ли закрепляют. Не подписывайте CMR, пока состояние груза вас не удовлетворит. А если сомневаетесь, подписывая CMR, отражайте все недостатки в графе 18 в трех экземплярах.
Пишите и учитывайте вообще все, что происходит в рейсе. Связывайтесь с диспетчером, экспедитором, менеджером компании немедленно, стремитесь получать все распоряжения в ПИСЬМЕННОМ виде - чтобы ваши диалоги с руководством оставались на электронной почте и в мессенджерах - в случае чего, будет проще доказать невиновность.
Не продолжайте рейс и не принимайте самостоятельных решений в случае непредвиженных обстоятельств, пока не получите письменного распоряжения начальства.
В случае ДТП, другого нештатного обстоятельства (не можете найти стоянку для безопасного ночлега, например), фиксируйте проблему с помощью фото и видео, берите контакты очевидцев, делайте соответствующие пометки в бортовой журнал.
Если груз похищен, немедленно свяжитесь с полицией и напишите заявление.
Никогда не отправляйтесь в рейс, если нарушено хотя бы одно из следующих условий:
- машина нуждается в ремонте, даже если кажется, что поломка не угрожает перевозке и вообще «подождет»
- вам предлагается перевозить грузы на неподходящем транспорте (нужно знать способы перевозки основных групп товаров, включая требования к температурному режиму перевозки скоропортящихся продуктов, специфике перевозок крупногабаритной техники, животных, опасных грузов и т.п.)
- вам предлагают перевозить ценные и эксклюзивные товары без сопровождения вооруженной охраны
- у вас на руках не весь необходимый пакет документов, включая CRM, накладные, сертификаты для отдельных групп товаров, акты приема-передачи и т.п.
- вам предлагается нарушить требования к использованию машины (вместо 20 тонн загрузить 30, например)
- маршрут и график работы составлен таким образом, что нарушает ваш режим работы и отдыха.
Знайте свои права и не ведитесь на обещания недобросовестных работодателей.
- О том, как не угодить за решетку дальнобойщику из-за груза, мы писали здесь.
Качественные б/у запчасти для грузовиков Scania можно найти в нашем каталоге