Внимание! Сайт находится в стадии наполнения! По любой интересующей Вас позиции звоните!

«Мертвые зоны» грузовика: можно ли избежать ДТП

Многие автомобилисты с легковой категорией вождения забывают одну вещь. При движении рядом с групногабаритным транспортом нужно понимать, что у него есть «мертвые зоны», то есть та часть дороги, где водитель грузовика не увидит легковушку при всем желании.

Фуры огромны и неповоротливы, автомобили и пешеходы их не любят. И тем не менее, совсем не учитывают смертельную опасность, не хотят учиться выживать рядом с большегрузом, считают, что их видно по умолчанию - вон же, сидит высоко и зеркала в два ряда. А как на самом деле?

maxresdefault

Смотрю но не вижу

На самом деле у грозового автомобиля целых четыре «мертвые» зоны - по бокам (доходят до пары полос), сзади и спереди, прямо перед кабиной и чуть справа.

  • Всего протяженность «слепой зоны» у грузовика примерно три метра вперед и пять - назад вдоль борта.
  • Справа за стойкой шофер слеп на полтора метра.
  • Почти весь правый борт у большинства фур - вне поля зрения.

По итогам эксперимента в «Главной дороге», в «метвой зоне» грузовика легко прячется четыре машины. Прямо перед кабиной могут спрятаться 10 человек - и водитель их не увидит.

Поэтому рассчитывать, что водитель грузовика увидит легковушку если не в основное, то в дополнительное зеркало, не стоит. Безопаснее считать, что зеркала просто нет.

Некоторые дальнобойщики так устали от того, что под правый бок фуры или прямо под носом кабины так и норовит кто-то влезть, что даже лепят наклейки с предупреждениями на правый борт - мол, не вижу тебя, легковушка.

Особенно часто ДТП с участием фур и других автомобилей происходят в поворотах, и неслучайно: водители большегрузов сосредоточены на том, чтобы радиуса поворота хватило не только на машину, но и на прицеп, чтобы не задеть тротуар, ограждения, знаки, светофоры и пешеходов… И если в этот момент «проскочуны» решают, что обгонят автопоезд - трагедии не избежать.

0eH5ijzZ0xNUSI3N1ZofvAs800

Так у них же есть зеркала!

Водители с правами категории «В» подходят к вопросу «мертвых зон» грузовиков по аналогии с легковыми авто. Есть зеркала, их много - значит, все видно. Но есть момент.

Зеркала у большегруза расположены на уровне глаз водителя - значит, очень и очень высоко (речь-то о фуре). В них отражается только то, что сзади и на уровне глаз, а того, что происходит снизу, не видно.

Для владельцев легковых автмообилей можно предложить эксперимент: поставьте ведро рядом с задним колесом. Затем сядьте за руль и посмотрите в зеркало. Видите ли вы табуретку?

Нет, потому что ведро находится ниже границы поля обзора, который доступен через зеркало заднего вида. Повторите эксперимент, поставив ведро рядом с правой дверью, позади машины ровно по центру.

Вот так же видит вашу машину водитель грузовика со своего рабочего места: нижняя граница поля зрения через зеркало проходит выше машины, ведь зеркала расположены высоко. В результате - аварии, потому что у водителя фуры просто физически нет возможности заметить что там внизу происходит.

Конечно, есть и дополнительные зеркала - сферические, бордюрные, передние. Но они предназначены не для контроля «мертвых зон», а для маневрирования в городе, в частности, парковки. Направление их выставлено так, чтобы было удобно парковаться. А еще такие зеркала имеют сильно выгнутую линзу, тем самым сильно искажают и уменьшают изображение.

Кроме того, в непогоду дополнительные зеркала сильно забрызгивает, видимость падает. Днем обзорности мешает слепящее солнце, ночью - ксеноновые фары встречных машин. Как правило, автомобили немарких, темных цветов - их плохо видно в сумерках, даже в дополнительные панорамные зеркала.

Конечно, современные грузовики оснащаются датчиками и камерами заднего вида, которые улавливают объекты позади и сбоку машины, и предупреждают водителя. Но много ли водителей-международников ездят в таких условиях?..

Вот и получается, что о безопасности других участников дорожного движения речь не идет - водителю фуры остается полагаться только на свое «чутье». Если и заметит, что в одном из восьми зеркал что-то мелькнуло - и то хорошо. Но успеет ли среагировать?

za 2

Проблемы взаимопонимания

Дальнобойщики негодуют: водители с категорией «B» вообще не понимают особенностей и отличий управления большегрузами. А ведь это и «мертвая зона», и риск складывания, и большой тормозной путь.

Самое безрассудное в поведении водителей легковых автомобилей - вести себя с фурой так же, как с остальными легковушками: подрезать, опережать во время поворота, обгонять справа, например, при съезде с трассы. А еще - опережать грузовик и затем резко тормозить, например, на светофоре или пропуская пешехода.

Топ-грехов водителей легковых автомобилей, которые приводят к авариям с фурами, выглядит так:

  • перестроение прямо под носом у фуры, когда водителя грузовика вынуждают экстренно тормозить;
  • обгон и резкое торможение, когда водитель легковушки пропускает пешехода или увидел другое препятствие, а сзади - фура;
  • когда «висят» в «мертвой зоне», не понимая, что их просто не видно;
  • когда не переключают свет с дальнего на ближний и слепят;
  • когда требуют уступить место, съехав на обочину (в темноте это небезопасно для дальнобойщика).

zn 1

 Что делать (водителям легковушек) 

  • будьте пессимистом: если вы видите фуру, это не значит, что ее водитель видит вас;
  • старайтесь не ехать справа от фуры никогда;
  • если вы движетесь за грузовиком и не имеете возможности переместиться, хотя бы чаще показывайтесь в зеркалах его заднего вида, смещаясь правее или (лучше) левее, а если фура останавливается, и вы тоже - стойте тоже чуть левее.
  • избегайте ситуации, когда вы двигаетесь в районе подножки кабины грузовика;
  • всегда пропускайте фуры при перестроении: 40 тонн сложно остановить, а водитель, вероятно, вас не видит;
  • оказавшись под боком или сзади грузовика, не висите в слепой зоне, а принимайте меры - отставайте, обгоняйте слева (!) или уходите на соседнюю полосу;
  • запомните негласное правило: если вы не видите голову водителя в боковых зеркалах машины (в том числе, грузовика) - он не видит вас тоже. Совершать маневры в таком случае нельзя! Ускорьтесь или замедлитесь, чтобы вас увидели.
  • если решили обогнать грузовик, подавайте четкий сигнал «поворотниками» или дальним светом, убедитесь, что полоса целиком свободна, и совершайте маневр максимально быстро. Если возможности для безопасного обгона нет - увеличьте дистанцию (правило 4-х секунд), отставайте;
  • не подрезайте грузовик после обгона и не сбрасывайте скорость: обзор водителя спереди частично ограничен, если вы близко к кабине, вас не видно. Оторвитесь хотя бы на 10 машин (дистанция) после обгона от фуры;
  • не прижимайтесь вплотную сзади к грузовику, особенно на подъемах;
  • не опережайте фуру на спуске, чтобы стать перед ней: после торможения на грузовике тормоза перегреваются, дистанции до полной остановки может не хватить;
  • если грузовик поворачивает направо, не выезжайте на полосу правее - фуре потребуются дополнительные полосы для движения;
  • как только стало понятно, что фура поворачивает, увеличивайте дистанцию: для поворота грузовику нужно несколько полос;
  • не вздумайте объезжать фуру, которая тормозит или поворачивает!
  • если видите, что грузовик съезжает в вашу полосу, это значит, что водитель вас не видит. Жмите на клаксон, съезжайте на обочину: это поможет избежать аварии;
  • если вас обгоняет фура, сбросьте скорость, чтобы как можно меньше находиться в «слепой зоне» дальнобойщика.
  • в пробке не всовывайте свой капот перед грузовиком как перед легковушкой, надеясь, что вашу машину видно и вас пропустят - не видно и не пропустят!
  • если движетесь по основной дороге, на которую выезжает со второстепенной фура, сбросьте скорость: дальнобойщик может не видеть легковушку;
  • тренируйтесь читать и прогнозировать дорожную обстановку. Если видите, что фура берется правее и скоро съезд - учитывайте возможный маневр, ускоряйтесь или отставайте, чтобы не попасть под траекторию движения автопоезда.

 blind spots trucks dsk

 Что делать (водителям грузовиков) 

  • помнить о «мертвых зонах», провести эксперименты конкретно на своей машине, чтобы оценить масштаб бедствия и знать, куда может спрятаться легковушка;
  • максимально четко настроить зеркала, держать их в чистоте;
  • перед тем, как трогаться с места и на пешеходных переходах чуть привставать с сиденья и смотреть, чтобы перед кабиной никого не было;
  • перед поворотом (разворотом), если есть возможность - останавливаться, выходить из кабины и осматриваться вокруг;
  • прежде, чем совершать маневры с перестроением, включить «поворотник», чтобы он проморгал не менее 3-х раз - если там едет машина, этого времени водителю должно хватить на реакцию или звуковой сигнал;
  • совершать перестроение очень медленно, чтобы все водители вокруг успели прочитать обстановку и отреагировать.

Нюансы управления автопоездом в гололед узнаете здесь.

Качественные б/у запчасти для грузовиков Scania можно найти в нашем каталоге

ИСКАТЬ Б/У ЗАПЧАСТИ