«Мертвые зоны» грузовика: можно ли избежать ДТП
Многие автомобилисты с легковой категорией вождения забывают одну вещь. При движении рядом с групногабаритным транспортом нужно понимать, что у него есть «мертвые зоны», то есть та часть дороги, где водитель грузовика не увидит легковушку при всем желании.
Фуры огромны и неповоротливы, автомобили и пешеходы их не любят. И тем не менее, совсем не учитывают смертельную опасность, не хотят учиться выживать рядом с большегрузом, считают, что их видно по умолчанию - вон же, сидит высоко и зеркала в два ряда. А как на самом деле?
Смотрю но не вижу
На самом деле у грозового автомобиля целых четыре «мертвые» зоны - по бокам (доходят до пары полос), сзади и спереди, прямо перед кабиной и чуть справа.
- Всего протяженность «слепой зоны» у грузовика примерно три метра вперед и пять - назад вдоль борта.
- Справа за стойкой шофер слеп на полтора метра.
- Почти весь правый борт у большинства фур - вне поля зрения.
По итогам эксперимента в «Главной дороге», в «метвой зоне» грузовика легко прячется четыре машины. Прямо перед кабиной могут спрятаться 10 человек - и водитель их не увидит.
Поэтому рассчитывать, что водитель грузовика увидит легковушку если не в основное, то в дополнительное зеркало, не стоит. Безопаснее считать, что зеркала просто нет.
Некоторые дальнобойщики так устали от того, что под правый бок фуры или прямо под носом кабины так и норовит кто-то влезть, что даже лепят наклейки с предупреждениями на правый борт - мол, не вижу тебя, легковушка.
Особенно часто ДТП с участием фур и других автомобилей происходят в поворотах, и неслучайно: водители большегрузов сосредоточены на том, чтобы радиуса поворота хватило не только на машину, но и на прицеп, чтобы не задеть тротуар, ограждения, знаки, светофоры и пешеходов… И если в этот момент «проскочуны» решают, что обгонят автопоезд - трагедии не избежать.
Так у них же есть зеркала!
Водители с правами категории «В» подходят к вопросу «мертвых зон» грузовиков по аналогии с легковыми авто. Есть зеркала, их много - значит, все видно. Но есть момент.
Зеркала у большегруза расположены на уровне глаз водителя - значит, очень и очень высоко (речь-то о фуре). В них отражается только то, что сзади и на уровне глаз, а того, что происходит снизу, не видно.
Для владельцев легковых автмообилей можно предложить эксперимент: поставьте ведро рядом с задним колесом. Затем сядьте за руль и посмотрите в зеркало. Видите ли вы табуретку?
Нет, потому что ведро находится ниже границы поля обзора, который доступен через зеркало заднего вида. Повторите эксперимент, поставив ведро рядом с правой дверью, позади машины ровно по центру.
Вот так же видит вашу машину водитель грузовика со своего рабочего места: нижняя граница поля зрения через зеркало проходит выше машины, ведь зеркала расположены высоко. В результате - аварии, потому что у водителя фуры просто физически нет возможности заметить что там внизу происходит.
Конечно, есть и дополнительные зеркала - сферические, бордюрные, передние. Но они предназначены не для контроля «мертвых зон», а для маневрирования в городе, в частности, парковки. Направление их выставлено так, чтобы было удобно парковаться. А еще такие зеркала имеют сильно выгнутую линзу, тем самым сильно искажают и уменьшают изображение.
Кроме того, в непогоду дополнительные зеркала сильно забрызгивает, видимость падает. Днем обзорности мешает слепящее солнце, ночью - ксеноновые фары встречных машин. Как правило, автомобили немарких, темных цветов - их плохо видно в сумерках, даже в дополнительные панорамные зеркала.
Конечно, современные грузовики оснащаются датчиками и камерами заднего вида, которые улавливают объекты позади и сбоку машины, и предупреждают водителя. Но много ли водителей-международников ездят в таких условиях?..
Вот и получается, что о безопасности других участников дорожного движения речь не идет - водителю фуры остается полагаться только на свое «чутье». Если и заметит, что в одном из восьми зеркал что-то мелькнуло - и то хорошо. Но успеет ли среагировать?
Проблемы взаимопонимания
Дальнобойщики негодуют: водители с категорией «B» вообще не понимают особенностей и отличий управления большегрузами. А ведь это и «мертвая зона», и риск складывания, и большой тормозной путь.
Самое безрассудное в поведении водителей легковых автомобилей - вести себя с фурой так же, как с остальными легковушками: подрезать, опережать во время поворота, обгонять справа, например, при съезде с трассы. А еще - опережать грузовик и затем резко тормозить, например, на светофоре или пропуская пешехода.
Топ-грехов водителей легковых автомобилей, которые приводят к авариям с фурами, выглядит так:
- перестроение прямо под носом у фуры, когда водителя грузовика вынуждают экстренно тормозить;
- обгон и резкое торможение, когда водитель легковушки пропускает пешехода или увидел другое препятствие, а сзади - фура;
- когда «висят» в «мертвой зоне», не понимая, что их просто не видно;
- когда не переключают свет с дальнего на ближний и слепят;
- когда требуют уступить место, съехав на обочину (в темноте это небезопасно для дальнобойщика).
Что делать (водителям легковушек)
- будьте пессимистом: если вы видите фуру, это не значит, что ее водитель видит вас;
- старайтесь не ехать справа от фуры никогда;
- если вы движетесь за грузовиком и не имеете возможности переместиться, хотя бы чаще показывайтесь в зеркалах его заднего вида, смещаясь правее или (лучше) левее, а если фура останавливается, и вы тоже - стойте тоже чуть левее.
- избегайте ситуации, когда вы двигаетесь в районе подножки кабины грузовика;
- всегда пропускайте фуры при перестроении: 40 тонн сложно остановить, а водитель, вероятно, вас не видит;
- оказавшись под боком или сзади грузовика, не висите в слепой зоне, а принимайте меры - отставайте, обгоняйте слева (!) или уходите на соседнюю полосу;
- запомните негласное правило: если вы не видите голову водителя в боковых зеркалах машины (в том числе, грузовика) - он не видит вас тоже. Совершать маневры в таком случае нельзя! Ускорьтесь или замедлитесь, чтобы вас увидели.
- если решили обогнать грузовик, подавайте четкий сигнал «поворотниками» или дальним светом, убедитесь, что полоса целиком свободна, и совершайте маневр максимально быстро. Если возможности для безопасного обгона нет - увеличьте дистанцию (правило 4-х секунд), отставайте;
- не подрезайте грузовик после обгона и не сбрасывайте скорость: обзор водителя спереди частично ограничен, если вы близко к кабине, вас не видно. Оторвитесь хотя бы на 10 машин (дистанция) после обгона от фуры;
- не прижимайтесь вплотную сзади к грузовику, особенно на подъемах;
- не опережайте фуру на спуске, чтобы стать перед ней: после торможения на грузовике тормоза перегреваются, дистанции до полной остановки может не хватить;
- если грузовик поворачивает направо, не выезжайте на полосу правее - фуре потребуются дополнительные полосы для движения;
- как только стало понятно, что фура поворачивает, увеличивайте дистанцию: для поворота грузовику нужно несколько полос;
- не вздумайте объезжать фуру, которая тормозит или поворачивает!
- если видите, что грузовик съезжает в вашу полосу, это значит, что водитель вас не видит. Жмите на клаксон, съезжайте на обочину: это поможет избежать аварии;
- если вас обгоняет фура, сбросьте скорость, чтобы как можно меньше находиться в «слепой зоне» дальнобойщика.
- в пробке не всовывайте свой капот перед грузовиком как перед легковушкой, надеясь, что вашу машину видно и вас пропустят - не видно и не пропустят!
- если движетесь по основной дороге, на которую выезжает со второстепенной фура, сбросьте скорость: дальнобойщик может не видеть легковушку;
- тренируйтесь читать и прогнозировать дорожную обстановку. Если видите, что фура берется правее и скоро съезд - учитывайте возможный маневр, ускоряйтесь или отставайте, чтобы не попасть под траекторию движения автопоезда.
Что делать (водителям грузовиков)
- помнить о «мертвых зонах», провести эксперименты конкретно на своей машине, чтобы оценить масштаб бедствия и знать, куда может спрятаться легковушка;
- максимально четко настроить зеркала, держать их в чистоте;
- перед тем, как трогаться с места и на пешеходных переходах чуть привставать с сиденья и смотреть, чтобы перед кабиной никого не было;
- перед поворотом (разворотом), если есть возможность - останавливаться, выходить из кабины и осматриваться вокруг;
- прежде, чем совершать маневры с перестроением, включить «поворотник», чтобы он проморгал не менее 3-х раз - если там едет машина, этого времени водителю должно хватить на реакцию или звуковой сигнал;
- совершать перестроение очень медленно, чтобы все водители вокруг успели прочитать обстановку и отреагировать.
Нюансы управления автопоездом в гололед узнаете здесь.
Качественные б/у запчасти для грузовиков Scania можно найти в нашем каталоге